Памятка для учителя «Секреты бесконфликтного общения»

Как организовать диалог с родителями

1.  Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.

2.  Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.

3.  Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т. д.

Как организовать работу с родителями

1.Способность к общению- профессиональное качество учителя. Учи­тель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общать­ся, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учи­тель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.

З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединение усилий в воспитании ученика основывается на совместных действиях школы и се­мьи, педагога и членов семьи. Сделать это можно только при вза­имном и уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, по­скольку это находится в рамках его компетенции, показывает его про­фессионализм.

4.Людям нравиться ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.

5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психо­логический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель отметит, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.

6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсуждаются с другими родителями.

Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенко икото­рый сумел их преодолеть.

7. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно на­звать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформули­руйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисципли­ны ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.

9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы или пе­решла на полставки, целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на инте­ресную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим заня­тиям ребенка.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно ут­верждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:

1.  Если вам удается избежать противоречия и конфликта.

2.  Если вы смогли удержаться са­ми и удержали родителей от упреков и обвинений.

3.  Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и при­няли вашу формулировку.

4.  Если вы обсудили ваши совме­стные действия.