Ресурсы современного урока


Цель - выявить критерии современного урока и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образовательного процесса.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённыхпреобразований получить желаемый результат.

 

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учащимися, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

 Как для учащийся, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

 Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам – личностной ориентации и вариативности образования; двум подходам – событийному и ресурсному и двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной. Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.

               

Факторы, влияющие на качество образования:

•    динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;

•    объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
•    связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;
• взаимодействие школы с наукой;

•    совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, чтобы это нравилось не только им, но и учащимся, стремятся к вовле­чению в активный процесс обучения и своих учащихся. Учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается.

Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них - актуализация значения некоторых при­вычных (традиционных) частей учебного занятия.

 

Критерии эффективности современного урока

  •  обучение через открытие;
  •  самоопределение обучаемого на выполнение той или иной образовательной деятельности;
  •  наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, их сопоставлением, поиском путем обсуждения истинной точки зрения; развитие личности;
  •  способность учащегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
  •  демократичность, открытость.
  •  осознание учащимся деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что чувствовал ученик при этом.
  •  педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
  •  значительная часть педагогики концентрируется в уроке, его успешности. Для одних успех обеспечивается эффективным началом, буквально сразу захватывающим учеников. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого или объяснение, опрос и т.д.
  •  качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, подобно любому произведению искусства.

 

 Три постулата современного урока

•    урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
•    урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
•    человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

 

 В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить учащегося, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для него, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого человека. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как

•    традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
•    Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

•    Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

  

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость: 

Очень умный человек учится на ошибках других
просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

 

С чего начать подготовку к современному уроку?

1. Четко определить и сформулировать для себя его тему, определить место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок (иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно), и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем (посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности).

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для учащегося. Следовательно, нужно пробудить в нем потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учащихся в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.    

3. Спланировать учебный материал, подобрать литературу по теме. Если это новый теоретический материал, следует включить в список энциклопедическое издание, монографию (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: подводящие учащегося к воспроизведению материала, способствующие осмыслению или закреплению материала учащимся.

4. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить. «Изюминкой» урока может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный  подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал, продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке: что и как контролировать, как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а  также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока: составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: содержательную часть, рекомендации по выполнению.

9. Конспект должен содержать три основные части: формальную, содержательную, аналитическую.

 Формальная часть выглядит так: 

Урок №... Тема... Цель... Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие... Оборудование...

Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть состоит из двух частей:

Этапы урока

Время

Работа учащихся

Методы учителя

Работа

.

 

 

 

 

1. Технологическая карта урока, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики;

2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Аналитическая часть представляет собой анализ урока.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, в творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Как для учащихся, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совер­шенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

По результатам проведенного опроса школьники выделили такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют учителям не «за­цикливаться» на старых методах обучения, когда появилось мно­жество разнообразных, интересных форм уроков, давать отдых рукам, а не писать весь урок.

 

 Ресурс времени

Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? 

Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. 

Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели. 

 

Мотивационные ресурсы современного урока

По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. 

По направленности и содержанию мотивы могут быть: 
•    Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества). 

•    Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). 
•    Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии). 
•    Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты). 

•    Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам). 
•    Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.). 
•    Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

•    Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место). 

•    Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию). 

•    Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). 

Технологический ресурс современного обучения

Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, информация или люди. Звучит не совсем корректно применительно к процессу обучения, но сущность технологии в этом определении «схвачена» достаточно точно.

Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.

Создание технологии обучения нельзя представлять как плод творческого озарения или смелого эксперимента педагога-одиночки. В лучшем случае это будет яркий педагогический опыт, а не технология обучения. Признаками результативной технологии обучения являются:
1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной. 

 

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет  на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный  урок     начинается  с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!