Квест – игра: «Законы зимы»

Цель: формирование у учащихся сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания о правилах безопасного поведения в зимний период;
  2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
  3. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр;
  4. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности;
  5. Развивать интерес детей к собственной безопасности;
  6. Способствовать развитию мышления, способности быстро ориентироваться в предложенных ситуациях;

 Участники квест – игры

  1. К участию в квест - игре приглашаются команды 
  2. Состав команды 5+5 человек.

Порядок проведения квест – игры

  1. Квест – игра проводится на 
  2. Используется кольцевая система квест-игры – игровые точки расположены по кольцу. Следующий этап команда узнает по ходу игры, благодаря подсказкам, которые получают при выполнении заданий. На каждом этапе квеста команда находит слова, которые записывает в блокнот.

При выполнении заданий команде необходимо вспомнить правила безопасности:

  • При игре в « Снежки»;
  • Переход через дорогу, особенности перехода дороги в зимний период;
  • У водоема, покрытого льдом;
  • При катании с горки;
  • При катании на коньках.
  1. На игровой точке команда отвечает на вопрос инспектора Светофоркина и получают первую подсказку.
  2. В результате прохождения всех этапов игроки должны составить из полученных слов половицу.

В квест-игре используется следующий инвентарь:

  • Снежки и кегли,
  • Светофор,
  • Пазл «водоем»,
  • Таз с водой и оборудование для игры «Зимняя рыбалка»,
  • Ледянка, снегокат, санки,
  • Кроссворд и ребусы,
  • Коньки,
  • Аптечка без лекарств,
  • Презентация.

В кабинете заранее расставлен/спрятан весь инвентарь.

В заключении квест-игры проводится цветовая рефлексия. Учащимся предлагаются жетоны трёх цветов: зеленый (Был активен, смог проявить свои способности, доволен, что пришел), желтый (Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить. Понравилось частично) и красный (Совсем не проявил себя. Занятие не понравилось, зря пришёл).

Ход игры

Приветствие и объявление правил игры. 

Приветствую вас, Дорогие друзья! Меня зовут инспектор Светофоркин.

Зима – это время забав и веселых игр. Но не забывайте, что зима –очень травмоопасное время года!

Я предлагаю вам принять участие в «Заснеженном квесте». Чтобы пройти все испытания, вам понадобится вспомнить некоторые правила поведения в зимний период. Эти правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье! Выполняя одно задание, вы будете находить подсказки к следующему заданию. На каждом этапе квеста вы найдете слово. Пройдя все испытания, соберите пословицу из этих слов.

Первая подсказка: слайд 3

Чуть не забыл! Вы придумали название своей команде? Тогда, давайте познакомимся!

И вот первая подсказка:

«Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна .

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?»

Команда должна найти «снежки».

- Игра в снежки любимая зимняя забава многих детей, но эта игра может закончиться печально, если не соблюдать правила безопасности. А какие правила необходимо соблюдать при игре в снежки?

Ответы детей.

- При игре в снежки постарайтесь беречься от попадания снега в лицо. Не бросайте снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в игроков. Чтобы избежать попадания снежков в случайных прохожих, необходимо выбирать отдаленную площадку.

Проводится игра «Снежный кегельбан». Участники сбивают снежками кегли. Находят кегли с подсказками: зеленый, желтый и красный круги, и знак препинания «запятая». «Запятую» записывают в блокнот.

- Что могут обозначать цветные круги на кеглях? (Светофор)

Команда ищет светофор в кабинете.

- Прежде чем вы будете искать подсказку, вспомните, какие правила необходимо соблюдать при переходе через дорогу?

Ответы детей, совместная корректировка ответов.

- А как вы думаете, чем отличается правила перехода через дорогу в зимний период от летнего?

- Зимой дорога становится скользкой. Снег, гололед, снежно-водяная каша в оттепель ухудшают сцепление колес с дорогой, из-за чего тормозной путь у автомобилей увеличивается. Поэтому обычное (летнее) безопасное расстояние до машины при переходе нужно увеличить.

Пропусти приближающуюся машину, даже если тебе кажется, что она далеко! Начинать переход необходимо после осмотра и оценки обстановки. Спешка на скользкой дороге недопустима.

- А какие еще опасности нас подстерегают на зимней дороге?

Сугробы вдоль края проезжей части, сужение дороги из-за неубранного вовремя снега, стоящая заснеженная машина мешают увидеть приближающийся транспорт.

Во время снегопада, перед тем, как ступить на проезжую часть, необходимо внимательно осмотреться и прислушаться, нет ли приближающегося транспорта, так как машины светлых цветов – белые, серебристые, светло-серые, бежевые – сливаются с окружающим ландшафтом и становятся менее заметными.

В темное время суток необходимо на одежде иметь светоотражающие элементы.

Команда делает вывод, что самый безопасный цвет- зеленый, под зеленым кругом написано слово «ИХ» и находится конверт с пазлом. Собирают пазл- изображение водоема.

- Красивы водоемы летом! Песчаный берег, голубая водичка так и манят нас… Но, начиная с поздней осени и до весны, все водоемы представляют серьезную опасность для жизни людей! Как вы думаете, почему?

- Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.

Находят «водоем» в кабинете. Проводится игра «Зимняя рыбалка». Отличие этой игры от простой рыбалки в том, что все участники держат за веревки «лунку», через которую нужно поймать и достать рыбку. На двух рыбках написаны правила, в которых выделены буквы. На третьей рыбке – слово БЕД. Читают правила, обсуждают, составляют из букв слово «горка».

Правила:

  1. Запрещается подходить к водоему, покрытому льдом без родителей!
  2. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.

- Почему нельзя проверять прочность льда ударом ноги? Почему нельзя подходить к водоему, покрытому льдом, без родителей?

- Из выделенных букв получилось слово «горка». В каком случае запрещено кататься с горки? (Спуск горы ведет на водоем или проезжую часть)

- А на чем безопаснее всего кататься с горки?

Ищут ледянку. Под ледянкой конверт с пронумерованными ребусами (Приложение 1). Отгадывают ребусы, вписывают отгадки в кроссворд (Приложение 2). Выделенное слово – «КОНЬКИ», из букв, выделенных зеленым цветом, составляют слово – «НЕТ».

Находят коньки и тюбинг

- Катание на коньках и тюбинге всегда было и остается одним из наиболее популярных зимних развлечений, а также приятным времяпровождением для взрослых и детей. Поэтому на катках одновременно может собираться огромное количество людей. Чтобы не навредить себе и окружающим, необходимо знать правила безопасности при катании на тюбинге и коньках.

Ответы детей.

  1. Местом для катания необходимо выбирать только специализированный каток, а не водоемы, покрытые льдом, не желательно кататься на тюбингах.
  2. Нога в ботинке не должна болтаться или быть зажата. При этом шнуровать ботинки нужно как можно крепче, чтобы уверенно стоять в них на льду. Иначе все время придется падать.
  3. Не надо падать назад, поскольку так можно себе что-нибудь повредить или поломать. Лучше падать на бок. Во время падения голова должна быть направлена в противоположную сторону от падения.
  4. Выходя на лед и не спешите, посмотрите какой лед по цвету.
  5. Во время катаний необходимо избегать столкновений с другими людьми и местом для катания выбирать ту часть катка, где поменьше народу.
  6. Впервые выходить на лед необходимо в сопровождении родителей или старшей сестры/брата.

 Соблюдая приведенные правила, вы сможете чувствовать себе безопасно на льду и получите огромное удовольствие от этого развлечения.

Обсудив все правила, выдаются тюбинг и  коньки. В одном ботинке находится ключ, в другом - слово «БЕРЕГИСЬ».

- Что можно открыть этим ключом? (Аптечка)

Находят аптечку.

- Что может произойти, если долго находиться на морозе? (Обморожение)

- Какие признаки/симптомы обморожения вы знаете?

  • потеря чувствительности
  • ощущение покалывания или пощипывания

побеление кожи — 1 степень обморожения

волдыри — 2 степень обморожения (видно только после отогревания, возможно проявление через 6-12 часов)

потемнение и отмирание — 3 степень обморожения (видно только после отогревания, возможно проявление через 6-12 часов)

Открывают ключом аптечку. В аптечке карточки «Первая помощь при обморожении» и слова «ПОКА» и «!».

Команда самостоятельно делит карточки на две группы:

Что необходимо делать при появлении первых признаков обморожения и что запрещается.

Проверка проходит способом моделирования ситуации. Поясняю каждый ответ.

Карточки:

уйти с холода в помещение (на морозе растирать и греть бесполезно и опасно)

закрыть сухой повязкой (для уменьшения скорости отогревания)

медленное согревание в помещении

обильное теплое и сладкое питье (согреваем изнутри)

Запрещается:

Игнорировать, само пройдет

Растирать (это приводит к омертвению кожи и появлению белых пятен на коже)

Принять горячий душ

Обработать зеленкой

Выполнив задание, команда получает все слова на карточках. Собирает пословицу «Берегись бед, пока их нет» слайд 5.

- Что означает эта пословица?

На закрепление проводится игра – Выбери лишнее. Выбрать «безопасные» картинки, проговорить про картинки, на которых нарушены правила безопасности.

Рефлексия.

- Желаю вам быть осторожными и помните, что особенно необходимо себя беречь, и уметь предвидеть и избегать опасности, подстерегающие нас зимой! До свидания!