Активные методы обучения

Семинар «Активные методы обучения»

Цель: повышение профессионального уровня и методической грамотности  педагогов.

Задачи:

-создать условия для актуализации знаний педагогов об активных методах обучения формирования специальных знаний и практических  подходов у педагогов ;

-способствовать мотивации использования педагогами АМО;

-обеспечить распространение эффективного опыта учителей школы, использующих АМО.

 

План проведения.

1.Создание благоприятной обстановки для общения. (метод «Поменяйтесь местами те, кто…»

2.Этап мотивации и целеполагания. (метод «Допиши предложение» : Я пришёл на семинар…; В своей работе я использую следующие АМО-)

3. Деятельностно – познавательный этап.

3.1. Работа в группах (участники в группах работают с раздаточным материалом, выбирают те методы, которые сами чаще используют в работе)

 Раздаточный материал

Современные АМО – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и  позволяющие:

 активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;

 повышать результативность учебного процесса;

 формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями АМО являются:

 целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

 достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

 самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

 интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Классификация АМО

Наличие имитации

Виды

Разновидности

1

Неимитационные  (отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими и обучаемыми). 

игровые

деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях, игровое моделирование

 

неигровые

ситуационные методы (case study) (анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии), имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг

2

 

 

 

 

Имитационные (наличие модели изучаемого процесса, имитация индивидуальной или коллективной деятельности).

проблемные лекции и семинары

 

тематические дискуссии

 

групповая консультация

 

педагогические игровые упражнения

викторины, конкурсы, состязания, кроссворды, криптограммы

мозговая атака,

 МАСТАК-

технологии

 

презентация

 

олимпиада

 

научно-практическая конференция

 

 

На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом.

Выбор преподавателем метода обучения должен быть обусловлен рядом аспектов: перцептивным, гностическим, логическим, мотивационным, контрольным, оценочным.

Поэтому при выборе активных методов обучения мы рекомендуем руководствоваться рядом критериев, а именно:

 соответствие целям и задачам, принципам обучения;

 соответствие содержанию изучаемой темы;

 соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т. д.

 соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

 соответствие возможностям преподавателя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

 

3.2. Организация дискуссии об эффективности различных форм АМО, используемых педагогами школы.

3.3.  Знакомство с  малоизвестными методами, вызвавшими интерес участников семинара.

Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.

При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:

 сеанс спонтанной генерации идей;

 сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших;

 проектирование решений на основе отобранных идей.

Мозговая эстафета – метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на индивидуальном листке. Во втором туре мозговой эстафеты каждый участник зачитывает свои предложения, а остальные выставляют им оценки, например, по пятибалльной системе. Себе оценка не выставляется. Повторять или не повторять схожие советы – решает сам участник мозговой эстафеты. Лучше повторять, так как полностью идентичных предложений практически не бывает, а самые незначительные отличия вариантов неожиданно приводят к резко отличающимся оценкам. Нередко выставляются две оценки – за саму идею и за то, как она высказана (красота, четкость, понятность формулировки). Это позволяет выбрать лучший из сложных вариантов. Записи могут быть как анонимными, что позволяет меньше бояться критики, так и с указанием автора. Учитель мозговой эстафеты следит за тем, чтобы все предложения получили персональный номер в общей нумерации. Каждый автор совета прежде всего называет очередной номер, следующий за последним номером предыдущего оратора.

Через каждые 15–20 предложений или 5 минут работы с зачитыванием рекомендаций одними и проставлением оценок другими проводится минутный перерыв, в ходе которого участники могут задать уточняющий вопрос, сформулировать новые предложения, вытекающие из услышанного, вычеркнуть свои предложения, если такие уже поступили от других. После занятий листки собираются учителем и обрабатываются.

       4. Рефлексивный этап.