Методический семинар "Психологический комфорт на уроке"

октябрь, 2015 г.

Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на учебных занятиях.

Задачи:

  1. Расширить представления участников семинара о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
  2. Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
  3. Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
  4. Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.

 

  1. Организационный этап. Создание атмосферы психологического комфорта.

«Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (участники приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на семинаре будут сопутствовать удача и успех!

 

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности участников семинара.

Предлагается одному человеку за минуту назвать 20 известных педагогов.

Мультфильм о значимости группы и коллектива

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.

Деление на группы (метод “Классические тройки”) Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

 солнце – воздух – вода

 мир – труд – май

 красный – желтый – зеленый

 ум – честь – совесть.

 

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема нашего семинара «Психологический комфорт на учебном занятии как условие развития личности учащегося»

 

III. Теоретическое обоснование проблемы семинара

Упражнение «Короны»

Описание: На участников одеваются импровизированные «короны» с различными надписями: Игнорируй меня, Соглашайся со мной, Спорь со мной, Критикуй меня, Сомневайся во мне и т.д. Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника. Причем всем участникам нужно приди к единому мнению. Тогда ведущий объявляет о решении группы и приступает к обсуждению упражнения.

Обсуждение: Понял ли каждый участник, что за надпись была на его «короне»: Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли вам комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении? А что легко?

- Готовясь к сегодняшней встрече, я обратилась к учащимся с перечнем вопросов: «Когда вам на уроках комфортно, а когда вы чувствуете себя тревожно, испытываете дискомфорт?»

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий

Не чему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

Так что же такое «психологический комфорт»?

Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

ü    просьбы, а не требования;

ü    убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

ü    четкую организацию, а не жесткую дисциплину;

ü    компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:

üдоброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

üсоздание ситуации успеха на уроке;

üиспользование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

üкомфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).

Таким образом для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Разыгрывание ситуаций

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их «открытию» на общение.

Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

 

2. Подача информации с позиции «МЫ» и «Я»

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 10 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

 

Работа в группах

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и «я» сообщение. «Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…). «Я» -сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)» Переформулируйте«ты» -сообщения в «я» -сообщения.

- Ты сегодня опять забыл тетрадь?

- Тебе не надоело весь урок болтать?

- Ты опять не выполнил домашнее задание?

Обсуждение.

(Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам», «Я не довольна, что ты опять не подготовил домашнее задание»)

 

Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Разыгрывание ситуации

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

 

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

 

3. Оказание помощи - данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

 

Работа в группах

 (Каждой группе выдается карточка.)

Какие рекомендации вы дадите учителю, по созданию психологического комфорта для детей у которых наблюдается неуверенность ребенка в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность.

 (Обсуждение.)

 

Третья функция «возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

 

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция «возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

 

Упражнение разминки "Внимательные слушатели"

Предназначение. 
         Если в процессе урока русского языка учащиеся устали и начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам учителя, поддержания психологического комфорта, повышение концентрации внимания можно провести следующее упражнение.

  - Как только в произносимом тексте встречается буква "ж", участники должны поднять руку.


  Например можно взять отрывок из "Анны Карениной": 

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.

 

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

 

Мы условно разделяем урок на 3 части: организационный момент, основная и заключительная часть.  При проведении каждого этапа следует предусматривать упражнения, приемы, стиль общения и способ поведения для создания психологического комфорта.

На этапе организационного момента и основной части можно использовать следующие упражнения:

  

 Перечень упражнений

Цель

Комплимент.  Сделать с помощью электронной почты комплимент однокласснику.

Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.

Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.

Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.

Нарисуй настроение. С помощью paint нарисовать своё настроение. Как вариант настроение одноклассника.

Развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.

Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.

Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой-либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозы» 

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Давайте похлопаем. Дети располагаются по кругу.   Учитель задаёт различные вопросы. Например, «Кто-нибудь спасал кошку или собаку?», «Кто хотя бы раз зашивал себе дырку». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Ваня получил пятерку за контрольную работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя», «Маша была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Помогает узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в классе.

Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока.

Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе.

Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.

Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.)

Формирует чувство принадлежности к группе.

Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.

Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.

        

Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные и невербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»

Позитивные проявления

Негативные проявления

Оценка поступка, а не личности

Похвала, улыбка, контакт глаз

Комплимент, ласковое слово

Поддержка

Выражение заинтересованности

Сравнение с самим собой

Одобрение, согласие

Позитивные телесные контакты (мл, шк, возраст)

Доброжелательная интонация

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребёнка (Мне кажется ты обижен,)

Отказ от объяснений

Негативная оценка личности

Сравнение не в лучшую сторону

Указание на несоответствие

Игнорирование

Приказы

Подчеркивание неудачи

Угроза

Наказание

«Жесткая» мимика

Угрожающие позы

Негативная интонация

 

Физкультминутка – является неотъемлемой частью урока, которая также играет значительную роль в поддержании психологического комфорта на уроке.

Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, например, обычные игральные карты, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. Если последних нечётное число, тогда ведущий добавляет себя в этот список. На одной половинке от каждой карты надо написать маркером букву "П" (Планета), на другой - "С" (Спутник). 
         Жеребьёвка происходит так. Каждому выдаётся по половинке игральной карты. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, ведущий даёт следующую инструкцию:  

- Те из вас, у кого на карточке написано "П", будут "планетами". Те, у кого написано "С", - "спутниками". Задача у "спутников" одна - вращаться вокруг "планет", не отставая от них. У "планет" несколько задач. Первая - определиться со своим названием. Желательно взять что-то из названий планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля...). Название "планеты" должно быть уникальным, не повторяться. Затем надо выбрать себе цвет. Цвет тоже не должен повторяться. Третья задача - передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент. Примеры: "Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит", "Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник". Упражнение закончится, когда все задачи будут выполнены.

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.

  1 Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко. «Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А.В. Макаренко) 2 Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: 

«Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

 Использовать цветограмму настроения (таблица Блюма?)

 Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).

  Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока.                (0-равнодушие, стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).  

«Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось….  

Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).

 Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

И многое другое…

 

  1. Практическая часть семинара. Работа в группах

 

Мультфильм «Маска»

Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Это заповеди учебного комфорта Дейла Корнеги.

 

Решение педагогических ситуаций

Группа №1

Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись: «Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?

Ваши действия?

Что могло спровоцировать такую ситуацию? 

Каким образом можно предотвратить это? 

Группа №2

Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда!»

Ваши действия? 

Что могло спровоцировать такую ситуацию?

Каким образом можно предотвратить это? 

Группа №3

Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые Вы задаете.

Ваши действия? 

Что могло спровоцировать такую ситуацию?

Каким образом можно предотвратить это? 

 Обсуждение

 

V. Заключительная часть семинара

 

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

         Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

 - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ. Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.

         - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!

 

Старайтесь:

Видеть в каждом ученике уникальную личность.

                                         «Все дети талантливы»

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

"Учиться победно!"

 Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок"

Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке – чудо, ожидай его!"