С 1 сентября 2022 г. вступают в силу основные положения новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, в котором отражены два принципа, заложенных в основу государственной политики в сфере образования, – инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.
Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11 одобрен Государственный школьный стандарт, разработанный на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства, для обеспечения эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.
В целях повышения престижа и статуса педагогической профессии, эффективности взаимодействия участников образовательного процесса приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 утверждены Правила педагогических работников.
В 2022/2023 учебном году:
организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 1 сентября 2022 г. по 29 октября 2022 г.;
вторая – с 8 ноября 2022 г. по 24 декабря 2022 г.;
третья – с 9 января 2023 г. по 25 марта 2023 г.;
четвертая – с 3 апреля 2023 г. по 31 мая 2023 г.;
установлены продолжительность и сроки каникул для учащихся на протяжении учебного года:
осенние – 9 дней (с 30 октября 2022 г. по 7 ноября 2022 г. включительно);
зимние – 15 дней (с 25 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. включительно);
весенние – 8 дней (с 26 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. включительно);
летние – 92 дня (с 1 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г.), для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день (с 12 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г. включительно).
Для учащихся I и II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в третьей четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 20 февраля 2023 г. по 26 февраля 2023 г. продолжительностью 7 дней.
Актуальные аспекты образовательного процесса. Аттестация учащихся.
В соответствии со статьями 160 и 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Обращаем внимание, что текущая аттестация проводится на учебных занятиях в целях систематического контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения учебных предметов, модулей.
Аттестация учащихся проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Данными Правилами определены порядок проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации, в том числе виды итоговой аттестации, порядок перевода в следующий класс, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям), условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний, предоставления права прохождения итоговой аттестации в иной срок, порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования экзаменационных комиссий.
С 2022/2023 учебного года оценка результатов учебной деятельности учащихся при их аттестации будет осуществляться с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале, отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записей «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Неудовлетворительными являются отметки 1 (один), 2 (два) балла, «не зачтено», «не аттестован (а)», запись «не освоил(а)».
Как и ранее, оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется с учетом пяти уровней учебной деятельности: действия на узнавание, распознавание и различение понятий; действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти; действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания; действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач.
В I и II классах, а также в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе с учетом уровней учебной деятельности без использования отметки (балла) как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. При промежуточной и итоговой аттестации осуществляются записи «освоил(а)», «не освоил(а)». При этом запись «освоил (а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
По учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» (V класс), «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (V–IX классы) аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
Для проведения текущей аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный и тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на изучение его содержания, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.
Перечень учебных предметов, по которым проводятся контрольные работы в письменной форме, их количество на протяжении учебного года по классам I, II и III ступеней общего среднего образования определены Метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденными 07.07.2022 заместителем Министра образования Республики Беларусь, а также учебными программами по учебным предметам.
Обращаем внимание на следующие изменения в итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году.
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:
«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);
«Русский язык» в письменной форме (изложение);
«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);
«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).
Учитывая, что с 2022/2023 учебного года в IX классе вводится выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси», с 1 сентября 2022 г. для всех учащихся IX класса вводится учебный модуль «Великая Отечественная война».
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося.