Педагогический проект
Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов
у учащихся I – III ступеней
общего среднего образования
Сроки реализации проекта: 2021/2022 учебный год – 2023/2024 учебный год
Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К. Д. Ушинский
Проблема формирования читательской грамотности учащихся существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание. Если цель образования – формирование успешности каждого учащегося, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основополагающим умением, которое приобретает учащийся в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Успешное обучение на I – III ступенях общего среднего образования невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования и важнейшим ресурсом обучения учащихся на II-III ступенях общего среднего образования. В связи с этим работу по формированию читательской грамотности целесообразно проводить не только с учащимися начальных классов, но и с учащимися средних и старших классов, причем на всех учебных предметах. В результате учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA. За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в средней школе, и неразрывно связывается с понятием «текст». Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Актуальность педагогического проекта определяется возможностью разрешения проблемы обусловленной рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса учащихся к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык.
Цель педагогического проекта: создание образовательной среды, обеспечивающей системный подход к формированию читательской грамотности средствами учебных предметов у учащихся I – III ступеней общего среднего образования.
Задачи педагогического проекта:
- создать эффективную образовательную, коммуникативную среду посредством организации информационного, учебно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- организовать сотрудничество всех участников педагогического проекта с целью формирования и развития их читательской грамотности в рамках реализации педагогического проекта;
- повысить уровень теоретических знаний и педагогического мастерства учителей;
- формировать у педагогов умение подбирать и создавать упражнения, направленные на развитие навыка чтения и читательских умений;
- разработать методические материалы по формированию ключевых читательских навыков как средства подготовки учащихся к жизни в современных информационных условиях;
- разработать систему мониторинга уровня сформированности читательских компетенций учащихся I – III ступеней общего среднего образования;
- формировать и транслировать педагогический опыт;
- разработать методические рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в активную читательскую деятельность.