Советы дефектолога

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей

младшего школьного возраста

           Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
        ■    нарушения в строении артикуляционного аппарата (уве­личенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
        ■    недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедлен­ны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утом­ляются при однообразных движениях и т.д.);
        ■    недоразвитие речевого дыхания.
        
Почему у детей возникают данные нарушения? И воз­можно ли предупредить их возникновение в условиях до­школьного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
 
Поговорим о наиболее целесообразных направления в профилактике нарушений звукопроизношения для детей.
 

Организация полноценнойречевой среды

        Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей
(в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем  все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы, посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д
           В условиях учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи с помощью разнообразных ди­дактических игр и пособий; многие родители недо­статочно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию пра­вильного звукопроизношения.
 
Поэтому рекомендации роди­телям могут быть такие:
■   обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно гром­ко и отчетливо произносить каждый звук с соответствую­щей смыслу слова интонаци­ей, четко выделять ударный слог;
■   каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребен­ка на соответствующий пред­мет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково про­изнести два-три раза. Правиль­ное добровольное повторение слова ребенком следует поощ­рять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по си­лам, вместо желания говорить может вызвать у него отвраще­ние к речи.
             Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звуко­произношения у детей становится несовер­шенство движений артикуляцион­ных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в про­филактике возникновения наруше­ний звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

 

Организация работы  по развитию артикуляционного аппарата

        Целесообразнее использо­вать артикуляционные упраж­нения для постановки отдельных звуков, но желательно овладеть универсальным комплексом упражне­ний.
        Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки за­креплялись, становились более прочными, уточнялись и совер­шенствовались основные движе­ния органов артикуляции. Продол­жительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной иг­ровой форме и повторяется 6— 8 раз.
 — «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык ле­жит на нижней губе. Язык в та­ком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Чашечка»: рот широко от­крыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 се­кунд.
—   «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
—   «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удер­живать не менее 5 секунд.
— «Качели»: рот открыт. На­пряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъя­зычную связку, постепенно убы­стряя темп упражнения.
— «Маляр»: рот открыт. Широ­ким кончиком языка, как кисточ­кой, ведем от верхних резцов до мяг­кого неба. Проследить, чтобы под­бородок при этом не шевелился.
— «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т], [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно
 убыстрять темп.
— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плав­но выдохнуть на кончик носа.
         Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяца способствует укреплению мышц языка в целом и приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

 

Организация работы по развитию речевого дыхания

            Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевой дыхания.
 Полезно  выполнять с детьми упражнения  на развитие речевого дыхания:
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских муз духовых инструментах;
__ дуть на привязанные к ниточ­ке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
__ надувать воздушные шари­ки, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушно­му шарику и т.д.
Выполнение дыхательных уп­ражнений не только влияет на фор­мирование правильного речевого дыхания, но и способствует профи­лактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ри­нит, риносинусит, искривление но­совой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент рабо­ты по развитию звукопроизношения.   
 
     Очень часто причи­ной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильно­го речевого дыхания, меняют инто­нацию голоса, вызывают изменения строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенно­сти носа, затрудняет дыхание.
Со временем ребенок привыкает ды­шать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению (межзубного) сигматизма.
 
Дыхательная гимнастика
         Для профилактики этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхатель­ную гимнастику:
— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указа­тельным пальцем.
—   Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постуки­вая пальцами по крыльям носа.
— При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, на­давливая на крылья носа паль­цами. Во время более продолжи­тельного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукива­нием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
— Быстро втянуть внутрь жи­вота брюшные мышцы, одновре­менно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).
— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько воз­можно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбо­родка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).