Цели:
1) Сформировать у учащихся класса представление о пословицах и поговорках
как о жанре устного народного творчества;
2) Развивать умение истолковывать смысл пословиц и поговорок;
3) Учить анализировать, сравнивать. Классифицировать, обобщать и делать выводы из проделанных исследований по теме, учить наблюдать;
4) Развивать творческие способности учащихся, умение работать с популярной литературой;
5) Формировать навыки по установлению причинно-следственных связей.
Задачи:
1) Провести исследование по вопросу истории возникновения пословиц и поговорок и подготовить сообщение по этому вопросу;
2) После необходимых исследований создать свои перечни пословиц и поговорок:
А) построенных на сравнение;
Б) в которых есть имена собственные;
В) в которых упоминаются числа
3) Составить пословицы из перепутанных частей;
4) Составить загадки на основе пословиц и поговорок;
5) Модернизировать пословицы и поговорки
6) Продемонстрировать преобразование одного жанра устного народного творчества в другой на примере составления частушек из пословиц;
7) Выполнить рисунки к пословицам и поговоркам;
8) Создать альбом фотографий « Один день из школьной жизни учащихся 3 класса (с использованием пословиц и поговорок );
9) Провести презентацию проекта.
Этапы работы над проектом
«Жемчужина народной мысли»
1 этап
На первом этапе работы ребята в классе повторяли и систематизировали уже известные знания: понятия пословиц и поговорок, их различие, толкование смысла пословиц, их классификация. Вся эта работа проводилась на уроках. На этом этапе было принято решение о том, чтобы произвести, пользуясь словарем пословиц и поговорок Даля, классификацию их по следующим признакам:
1) Выписать пословицы о пословицах;
2) Выписать пословицы о дружбе;
3) Выписать пословицы, в которых есть сравнение;
4) Выписать пословицы, в которых есть имена собственные;
5) Выписать пословицы, в которых упоминаются числа;
6) Выписать пословицы в которых есть антонимы, синонимы;
2 этап
Второй этап - это этап определения направления поиска ответов на поставленный вопросы, поиск форм творческой работы над пословицами и поговорками, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение проектов.
3 этап
На третьем этапе ребята находили и читали литературу, собирали, систематизировали материал для устных сообщений, пробовали составлять пословицы из перепутанных частей, пробовали с помощью родителей и учителя составлять свои пословицы по модели. Результаты работы периодически обсуждали в группах.
Для активизации работы на этом этапе была проведена викторина по пословицам и поговоркам.
4 этап
Здесь ребята решили усложнить работу над пословицами и поговорками. Каждой группе поручили сочинить мини-рассказы по заданным пословицам.
Также было принято решение создать альбом фотографий « Один день 3 класса» и сочинить частушки из пословиц и поговорок.
5 этап
Этот этап посвящается презентации группового творчества, на которую приглашаются гости – родители, друзья, учителя.
https://disk.yandex.ru/i/hE-gy-VNXGxmnQ
Презентация: https://disk.yandex.ru/i/q28YGOLxZ4Wy3g