Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,
он не перестает любить Вас,
он перестает любить себя!
Задумайтесь!
Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.
Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.
Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).
Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).
40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).
Возможные поощрения:
- подольше не ложиться спать;
- разрешить посмотреть телевизор;
- поиграть в компьютер;
- сладостями угостить;
- поиграть в совместные игры и т.д.
Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.
П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.
Аргументы против наказаний:
– недопустимы физические наказания:
- родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
- физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
- рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
- дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
- дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
- дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
- родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
- постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.
Аргументы «за».
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
- Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
- Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
- Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.
Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
- Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один поступок – одно наказание.
- Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.
Говорить «НЕТ» и запрещать:
- если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
- нужно говорить, почему вам это не нравиться;
- «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
- не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
- часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.
Не замечать:
Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
- объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
- не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
- попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
- продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.
Изолировать:
Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.
– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;
– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;
– найдите для этого не самое приятное место;
– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;
– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Уважаемые родители!
Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками.
Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.
Домашние задание.
- Упражнение: Проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).
- Вопросы к родителям для обдумывания и рассуждения:
- Какие виды поощрения используете Вы?
- Как на них реагирует Ваш ребенок?
- В отношении своего ребенка, что Вы используете больше: поощрения или наказания?
- Как реагирует Ваш ребенок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
- Какие наказания Вы не применяете?
- Можно ли воспитывать без наказаний?