Статья посвящена гендерному равенству в Республике Беларусь. Критическим аспектом в достижении гендерного равенства является наделение женщин
полномочиями и более широкими возможностями в различных сферах развития
общества, а также вовлечение в процесс достижения гендерного равенства
мужчин.
Одной из семнадцати Целей в области устойчивого развития, провозглашенных на 70-й юбилейной сессии ООН в сентябре 2015 г., является достижение гендерного равенства. Гендерное равенство подразумевает общество, в котором и женщины, и мужчины обладают равными возможностями, правами и обязательствами во всех сферах жизни. Понятие «гендер» служит сегодня одним из базовых измерений социальной структуры общества, а гендерное равенство выступает в качестве одной из форм социального равенства.
Исторически гендерное неравенство обусловлено материальными и идеологическими факторами человеческого бытия, которые противопоставляют «женское» и «мужское» в культуре, закрепляют за женщиной вторичное место, устанавливают двойной стандарт половой морали. На самом деле роли, которые женщины и мужчины играют в обществе, лишь в незначительной степени определяются биологически, а в значительной — социально.
Исследование проблем гендерного равенства в Республике Беларусь представляется чрезвычайно актуальным не только в научно-теоретическом, но и в практическом отношении. Оно позволяет расширить научные знания о месте и роли, интересах и потребностях женщин в современном обществе. Перечень прав человека, включая права женщин, явился результатом длительного исторического формирования международных эталонов и стандартов [1, с. 944]. Институт защиты прав человека принял форму самостоятельного правового института на этапе становления международного права. Его формирование связано с деятельностью ООН [2, с. 10-11], с принятием Всеобщей Декларации прав человека [3], Международными пактами [4]. Несмотря на принятие этих документов, женщины продолжают подвергаться дискриминации [5]. В связи с этим был принят ряд международных актов, запрещающих дискриминацию по половому признаку, в их числе Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., начавшая действовать на территории БССР с 1981 г.
Западные ученные выделяют четыре аспекта достижения гендерного равенства: равенство превыше закона; равная защита законом; эффективная защита; право на законную защиту против дискриминации [6, с. 196]. Началом проведения политики гендерного равенства в Беларуси можно считать 1995 г., когда белорусская делегация приняла участие в Четвертой
всемирной конференции по положению женщин в Пекине. В июне 1996 г принимается Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996-2000 гг. Положения плана были развиты и конкретизированы в республиканской программе «Женщины Республики Беларусь», одобренной Советом Министров в августе 1996 г. Тем самым было практически завершено формирование Национального механизма, который реализует государственную политику в отношении женщин. Одним из его элементов является Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь, созданный в 2000 г. В 1997 г в «Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь» были включены меры по поддержке женского предпринимательства. В 1998 г. Указом Президента утверждаются «Основные направления государственной семейной политики», в которых были определены меры для повышения экономической самостоятельности семьи и женщин. Начиная с 2000 г. Республика Беларусь предоставляет Периодические доклады в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 2004 году был предоставлен национальный сводный четвертый, пятый и шестой периодический доклад Беларуси. В 2009 г. — седьмой периодический доклад. Основным документом в Беларуси, направленным на обеспечение условий равного участия мужчин и женщин во всех сферах жизни, в настоящее время является Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Он предусматривает обеспечение равных прав мужчинам и женщинам в социально-экономической сфере; обеспечение равного доступа к социальной защите и здравоохранению; развитие системы гендерного образования; информационное сопровождение мер, направленных на обеспечение гендерного равенства и др.
Таким образом, следует отметить, что за последние годы в нашей стране значительно улучшилось положение по обеспечению прав женщин. Конституция Республики Беларусь закрепляет равенство прав мужчин и женщин во всех основных сферах жизни. Так, согласно статье 22 Конституции все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [7]. Республика Беларусь провозглашает обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод в качестве одного из конституционных принципов.
В результате реализации политики, направленной на выравнивание социального статуса мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности, в стране достигнуты значительные успехи. Беларусь вошла в число 27 стран мира, которые достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятии решений [5]. В качестве подтверждения выступает тот факт, что одним из кандидатов в Президенты на выборах 2015 является женщина. Наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса женщин в общем числе безработных [5].
Основным инструментом борьбы с гендерными стереотипами выступает развитие системы гендерного образования и просвещения. В некоторых учреждениях образования введены факультативы и курсы по выбору: «Права человека: гендерный аспект», «Основы гендерных знаний», «Мужчины и женщины в истории и современном мире». Гендерные аспекты социальной политики, основы гендерных знаний включены в тематику курсов повышения квалификации руководителей и специалистов системы образования. В программы всех медицинских учреждений образования включены лекции по семейному и правовому воспитанию, разработаны планы по реализации Национальной программы демографической безопасности [5].
В рамках Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, были достигнуты определенные успехи в сфере обеспечения гендерного равенства. «Устранение барьеров, препятствующих женщинам и девочкам в сфере экономической, социальной, культурной и политической жизни должно быть главным приоритетом для всех нас — для бизнеса, для правительств, для ООН и гражданского сообщества», — отметил Пан Ги Мун на 59-й сессии Комиссии по положению женщин.
Таким образом, гендерное равенство — это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
Список литературы
1. Международные акты о правах человека: сборник документов / В.А. Карташкин, Е.А., Лукашова. — 2-е изд. — М.: НОРМА, 2002. — 784 с.
2. Анисимов, П.В. Институт защиты прав человека/П.В. Анисимов, И.А. Блинова, В.П. Палченков. — Волгоград: ВА МВД России, 2009. — 226 с.
3. Всеобщая Декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // ООН: Права человека и борьба с преступностью: сборник международных документов. — Минск: Беларусь, 1990. — С. 206 — 213.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 3. — 3/701.
5. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] / Минск, 2015.— Режим доступа: http://www.un.org/ru/index.html. — Дата доступа: 08.11.2008.
6. Конституция Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — № 1. — 1/0; 2004. — № 188. — 1/6032.
7. Rhona К. М. Smith International Human Rights / Rhona К. M. Smith. — United Kingdom:Oxford University Press, 2014. — 400 p. Е.Ю. Кирбалъ